Винницкий трамвай

В данный момент я собираю информацию для большого рассказа о Виннице и в процессе решил посвятить несколько статей отдельным элементам города. В этой речь пойдет о винницком трамвае, его истории, значении и нынешнем состоянии дел в сфере городского транспорта.

Винницкий трамвай

В силу отсутствия в Виннице метро (оно тут особо и не нужно), большое развитие получил наземный городской транспорт — автобусы, троллейбусы и трамваи. И если троллейбусы я изучил вдоль и поперек еще во время донецких утренних поездок, тот с трамваями жизнь меня сталкивала не так часто. Как выяснилось, очень даже зря. Винничане очень ценят рельсовую систему города, у трамвая есть музей и памятник, можно покататься на ретро экспонате (за отдельную плату).

logo
Винницкая трамвайная система — одна из четырёх узкоколейных (ширина колеи — 1000 мм) трамвайных систем на территории Украины. Кроме Винницкой, метровую колею имеют Житомирская, Львовская и Евпаторийская трамвайные системы. Трамвайные пути пролегают от вокзала к западным окраинам города, проходя через центр. На большей части своей протяжённости трамвайные пути пролегают по отдельному полотну — в связи с этим средняя скорость движения трамваев несколько выше, чем троллейбусов и автобусов.

Идея введения трамвайного движения в Виннице берет начало с 1898 года и насчитывает несколько попыток. Одна все же оказалось удачной. 7 сентября 1913 года были опробованы первые вагоны, а 8 октября трамваи впервые пошли по мостам. Регулярное движение по всей линии началось 28 (15-го по старому стилю) 1913 года в 6:40 час. утра.

Винницкий трамвай 2

Я не буду вдаваться в многолетнюю историю становления этого вида транспорта, советую ознакомится сами в свободное время. Лишь отмечу, что первые трамваи были  приобретены на Нюрнберском заводе «МАN». А в нынешнее время (с 2011 года) для перевозки пассажиров на линиях используются исключительно швейцарские трамваи. Видимо, с общественным транспортом у нас все не очень хорошо: я знаю только о существовании львовского трамвая, но на его производство, к сожалению, даже во Львове денег не хватает.

Винницкий трамвай крупно

В 2012 году все трамваи были оснащены бесплатным доступом к интернету по Wi-Fi. Собственно, эта статья была задумана в тот, момент когда я узнал об этом решении. Отличный шаг, как мне кажется, и прекрасный пример для подражания. В январе 2013 года на трамвай в качестве эксперимента был установлен GPS-трекер. Оснащение подвижного состава системами GPS в будущем позволит контролировать соблюдение расписания движения транспорта.

Винницкий трамвай 3

Но не все так радужно. Часто трамвайные пути (как и большая часть инфраструктуры в Виннице) имеют довольно расхлябаный вид, напоминая потолок в «Южном буге».

Винницкий трамвай — рельсы

13 сентября 2013 прибыл немецкий трамвай Gotha 1957 года выпуска. Вагон был представлен как музейно-экскурсионный к 100-летию винницкого трамвая.

К 100-летию пуска первого вагона в городе открыт Музей трамвая. Он расположен на территории трамвайного парка и состоит из музейного павильона с экспонатами и фотоматериалами, а также площадки для стоянки исторических вагонов. Все вагоны работоспособны и могут выехать на линию. 22 октября свой первый рейс совершил музейный ретро-вагон Gotha T57 №100, восстановленный к 100-летию винницкого трамвая. Последний раз вагон этой марки в пассажирском состоянии выходил на линии города в 1984 году.

Вне территории трамвайного парка расположен макет-памятник первого винницкого трамвая. Восстановлен сотрудниками винницкого ТТУ к 90-летию открытия трамвайного движения в нашем городе.

Музей трамвая Винница
Музей трамвая Винница 2

Находится перед административным зданием трамвайного депо на Хмельницком шоссе. Именно такими были первые трамваи Винницы, произведённые Нюрнбергзким заводом «MAN» (Германия). Внутри этого вагончика распологается мини-музей истории развития трамвая. К сожалению была уже ночи, и мы туда не попали. В следующий раз, обязательно 🙂

Музей трамвая Винница 3

Водитель трамвая следит за дорогой,
За сердцем машины, за стуком колес.
Для того, кто рожден вагоновожатым,
Это не шутки, это всерьез.

Новый трамвай

20.10.2015, в аккурат перед выборами, в Виннице торжественно запустили новый трамвай. По маршруту №4 курсирует пока только одна усовершенствованная модель, но и это уже достижение для местного депо.

tram

По сути, конечно, трамвай не новый — это старая модель которую реконструировали. Но важно не это, а тот факт, что реконструкцию провели наши инженеры, и стоит это сравнительно недорого. По заявлению мера, все материалы украинского производства, из заграничного — только чешские электродвигатели.

В основі — усі матеріали українського виробництва. Нам значно вигідніше реконструювати старі трамваї самим, аніж купувати у когось нові. Наприклад, придбаний трамвай у Польщі або Чехії коштує у середньому 50 млн гривень. Львівський — 26-27 млн грн. А наш у кінцевому підсумку вартує 4 млн грн. Якщо ж додамо нові секції, вставки, то буде 6 мільйонів.

— Сергій Моргунов

В трамвае переделано практически все: отопление, кондиционирование, сиденья. В салоне также имеется Wi-Fi и установлено 7 камер видеонаблюдения. Вместительность — порядка 100 человек. Внутри же трамвай напоминает современные троллейбусы, которые выехали на улицы украинских городов к Евро-2012.

tram

По словам генерального директор КП «Винницкая транспортная компания» Николая Форманюка, новый городской транспорт Винницы прошел тщательную проверку и имеет собственный сертификат качества. Ориентировочный срок службы — 10 лет. В планах города, к следующему году выпустить еще два новых трамвая, а в общей сложности должны обновить 20 стареньких КТ-4SU. Проблема тут только одна: данное мероприятие состоялось в преддверии выборов и, очевидно, что имеет оно явный посыл. Остается только надеяться, что организаторы сдержат данные обещания, и новые трамваи будут появляться регулярно, а не только когда требуется поставить галочку в правильном месте.

tram

Читайте также: