Стольское городище — древняя европейская столица на Львовщине

Стольское городище — это остатки столицы белых хорватов на территории нынешней Украины, центр общинной и великокняжеской власти в VІІІ—ІХ веках. Расположено в Николаевском районе Львовскай области.


Утренний комфортабельный автобус, все рассаживаются по своим местам, организаторы решают последние вопросы. Автобус уверенно трогается, а у микрофона появляется седой пожилой мужчина. Это Орест Корчинский — директор заповедника Стольское городище и человек, который занимается его изучением с конца прошлого века.

Орест Корчинский

Городище — это остатки городов, которые сохранились в лесах. На Львовщине таких объектов около ста. Сегодня мы узнаем о крупнейшем городе такого рода — Стольском.

Найденные во время раскопок следы, указывают что здесь располагался мегаполис, занимавший территорию порядка 250 гектаров. Поселения такого масштаба на то время были большой редкостью.

Более тысячи лет назад, здесь, на просторах украинского Прикарпатья, существовала страна славян, известная как Великая или Белая Хорватия, про которую впервые упоминается в книге «Про управление империей» императора Византии Константина Багрянородного, которую он написал для своего сына. В ней правитель упоминает, что крещёные далматские хорваты происходят от некрещёных, проживающих за Венгерскими горами, то есть в Северном Прикарпатье.

Также хорваты трижды упоминаются в древнерусском письменном источнике «Повести временных лет»:

  • в списке других восточнославянских племён;
  • в событиях 907 года, как участники военного похода киевского князя Олега на Византию;
  • когда они стали объектом военного похода великого князя киевского Владимира Святославовича.

Данная территория стала частью Великой Хорватии в VI веке, в свою очередь, столицей Стольское стало в VІІІ—ІХ веках, тогда как главное святилище было в Илове.

На этом вступительная речь заканчивается, и мы подъезжаем к нашей первой остановке — пещерным комплексам.

Черная гора. Центры языческого поклонения

Автобус останавливается на серверной окраине Николаева. Организованной группой пробираемся между жилыми домами к крупнейшему из ныне найденных храмов.

В арабских записях, которые описывают данную местность, упоминается высокая гора в центре Стольска на которой находился Храм Сатурна — самого главного арабского божества того времени. Наши же предки поклонялись, по большей части, огню и верховным божеством было Солнце. Поэтому логично предположить, что пещеры, это все же храмы Солнца.

В конце 1980-х годов было обнаружено десять религиозных комплексов на окраинах сёл Стольское, Дуброва, Илов, Великая Воля и вблизи Николаева. А вся эта местность, площадью 140 гектаров, называется Черная гора.

Храмы создавались следующим образом: отрубали вертикальную стену и высекали проходы — алтари. Проходы соединялись между собой, но в разных местах. Под ритуальным валом археологи нашли остатки ритуальных костров — огнем в то время освящали территорию от злых духов.

Количество проходов и их конфигурация, во всех десяти храмах, уникальны. В стенах были специальные углубления, там размещались мощи святых.

Все комплексы строились входами на юг.

Как установлено в процессе исследований, высеченные в скалах помещения были сооружены не позднее первой трети IX века, то есть в дохристианский период, а затем использовались монахами.

Город и его устройство

Прощаемся с алтарями и по грунтовой дороге едем дальше. Внезапно вся наше экспедиция останавливается посреди поля. Здесь когда-то начиналась черта города и располагалась его цитадель.

Согласно исследованиям, Стольское был очень развитым городом во всех смыслах.

Княжья криница — урочище защищавшей столицу от нападений. Мегаполис был построен высоко (394 метра над уровнем моря), что давало оборонявшим его войскам преимущество при попытках осады. С высот города можно было рассмотреть даже Карпаты. Помимо удачного расположения, защитой служили также 10 километров оборонных сооружений — огромные рвы в придачу к прочным деревянным стенам.  Впрочем, все это не спасло поселение от захвата и полного уничтожения впоследствии (об этом немного позже).

В Стольском было два порта и налаженная торговля. Несмотря на тот факт, что река находилась на 11 метров ниже, чем город, система дамб (с работой которой я не совсем разобрался) позволяла кораблям беспрепятственно подниматься вверх, что в существенной мере влияло на благосостояние территории.

Остатки единственной сохранившейся заслонки

Река сохранилась здесь и до сих пор, но совершенно в других объемах. Теперь это больше похоже на небольшой ручей. К слову, у многих местных жителей есть небольшие личные водоемы, полагаю, что подпитываются они как раз остатками некогда широкой реки.

Всего в этих окрестностях было найдено семь таких дамб-заслонок, но к нашему времени сохранилась лишь одна. В планах заповедника — воссоздать конструкцию в том виде, в  котором она существовала тысячу лет назад, и оформить здесь туристическое место.

Впрочем, местные депутаты не поддерживают таких идей, и уже обращались к руководству с предложением создать здесь форельник, ведь насыпь уже есть, работ проводить меньше.

Древнее святилище

Религии в древнем мире (впрочем, как и сейчас) уделялось очень много внимания. Следующей точкой нашего маршрута стало древнее святилище в виде огромной каменной глыбы.

Внутри него можно найти артефакты уже нашего времени: пивные банки и бутылки

А с камня открывается приятный вид на окрестности. Для меня самой большой загадкой всей поездки стали две вещи: откуда у местных жителей деньги на трехэтажные дома и зачем они им здесь.

На камне с фронтальной стороны видны три полосы. Со слов экскурсовода: эти подтеки связаны с концепцией трех стихий — огня, воды и земли. А овальный камень ниже символизирует нашу планету. Под этой конструкцией археологи обнаружили отверстия в скале, остатки утвари и кости. Исходя из этих находок, можно предположить, что здесь приносили в жертву животных.

Монашьи кельи. Неподалеку от святилища можно найти скалу, усыпанную отверстиями. Это жилье, построенное монахами-отшельниками. Создавалось она намного позже Стольского, в XIV-XVII веках. Примечательно место тем, что нынче используются жителями села Дуброва в качестве погребов.

Памятник женскому лону

Последняя точка нашего маршрута — природотворный памятник женскому лону. История этого места не слишком подробно описывалась на экскурсии, также и в буклете заповедника о нем нет ни слова.

Все что удалось узнать, то, что по мнению господина Ореста пещера обладает необъяснимой энергией, и внутри можно почувствовать особую силу. Помимо этого, он поделился фактом, что с помощью исследований, удалось обнаружить подземный туннель длинной 8 километров, который начинается у стен пещеры и ведет в г. Новый Роздол. Вход в проход прячется за каменной стеной. К сожалению, стена срослась с деревом, и попасть внутрь пока возможности нет.

Я в лоно не полез, аргументирую это для себя тем, что одного раза в жизни мне достаточно, да и подъем там опасный.

Падение города

В одном из сказаний говорится, что неприступные стены города выдерживали многочисленные вражеские набеги и попытки захвата. Но однажды вражеское войско долго удерживало крепость в осаде, не отваживаясь на штурм. Осаждающие пошли на хитрость: ночью они зажгли сотни факелов и сделали вид, что отступают. Поверив в это, жители сняли оборону и открыли главные ворота. В этот момент отряд, скрывавшийся в засаде, ворвался в город и поджег его, дав сигнал основным силам. Город был тогда сожжен дотла. Уцелевшие жители переселились в долину реки Колодницы, где основали новое поселение, названное Стольское, в память о павшей столице.

Село Дуброва

Доля скепсиса

«Хороший археолог обладает хорошей фантазией»

— Орест Корчинский

К сожалению, из того, что мы увидели, мало что наводит на мысль о том что здесь было крупное поселение. Я ни в коем случае не опровергаю факт существования города, но вот многие исторические события, из услышанных на экскурсии, базируются лишь на догадках археологов. А соответственно, выдавать их за чистую монету не совсем верно.

Стольский пес

Если говорить совсем прямо, мы не увидели ничего, что заверило бы нас: тут действительно была жизнь. В буклете есть единственная фотография найденного горшка, но вряд ли этого достаточно, чтобы заинтересовать рядового украинца неизведанной частью его истории.

Даже рассказ о том, что алтарь — это символ огня, воды и ветра основан лишь на предположении господина Ореста, и доказать эту версию, как и опровергнуть, невозможно. Безусловно, историю сложно назвать точной наукой, но не хотелось бы, чтобы вещи, не имеющие доказательств, подавались как факт.

Читайте также: