Черновцы. Часть I

Часть I    Часть II    Часть III

Если вы всегда мечтали о платформе 9¾, то вокзал Винницы то, что вам нужно. Вокзал настолько маленький (на картах это станция), что все платформы и пути просматриваются с любой точки. И вот невидимый голос, откуда-то сверху, объявил посадку на невидимой поезд, и не просто объявил, а трижды повторил, как бы расстроенным тем фактом, что в него никто не садится, после чего успокоился и благополучно отправил призрака в добрый путь. Наш поезд все же приехал более осязаемым, но до последнего мучило чувство, что в любой момент вагоны могут подъехать к городу так, что их никто не заметит, да и загадочный поезд №41 еще долго будет терзать мое сознание.

Chernivtsi

Попасть из Винницы в Черновцы не так просто, маршрут поезда очень своеобразный, поэтому в дороге мы провели времени гораздо больше, чем хотелось.

Chernivtsi

Но, забегая на перед, скажу — оно того стоило. Черновцы встречают невероятным зданием вокзала, его архитектура впечатляет и завораживает. Появляется надежда, что город его не разочарует.

chernivtsi

Здесь стоит сделать лирическое отступление. Мы прибыли в 7:05, и это была очень большая ошибка — город начинает жизнь в 10:00. Лишь некоторые заведения начинают работу раньше. А так как нас встретили снег и вьюга, первые несколько часов нашего путешествия мы просто катались на троллейбусе. И не зря.

chernivtsi

Мы обогнули город дважды и узнали важную деталь: основные красоты находятся исключительно в центре, а все, что вне его, напоминает стандартную советскую застройку. Серые улочки, дома, ларьки, плохая архитектура, вот это все. Схема из буклета для туристов показывает ровно ту часть Черновцов, которую стоит посетить, остальное же каждый из нас видел в десятках городах.

chernivtsi

Картосхема из туристического буклета

Таким образом я пытаюсь объяснить тот факт, что в моем путешествии гораздо больше внимания было уделено именно старой части города, той которая более интересна приезжим, но в тоже время, я не хочу вводить читателей в заблуждение и обманывать, будто весь город выглядит одинаково. На самом деле границы областного центра гораздо больше указанного в листовке, и северную его часть (все, что выше реки) мне совсем не удалось изучить.

chernivtsi

Границы города согласно Google Maps

Теперь вернемся к нашему маленькому приключению. Полюбовавшись вокзалом, мы направились в город. Улочки и вся структура сделаны так, что без труда понимаешь, где находится центр. По пути нас встретило очень старое здание, которое намекало: ранее оно было гораздо симпатичнее. Я стал бояться, что так может выглядеть весь город.

chernivtsi

На развилке, ведущей в город и на его окраину, расположился небольшой памятник, посвященный танковому экипажу под командованием гвардии лейтенанта П. Ф. Никитина.

25 марта 1944 г. во время освобождения города от немецко-фашистских захватчиков первым на окраины Черновцов ворвался танк экипажа гвардии лейтенанта П. Ф. Никитина. В ожесточенном бою фашистам удалось подбить машину и смертельно ранить командира. Похоронен П. Ф. Никитин в братской могиле на Садгорском кладбище. Его танк Т-34 установлен на постаменте из серого гранита (высота 2,4 м). Одна из улиц города названа именем героя.

chernivtsi

Черновцы, пл. Привокзальная. Архитектор М. И. Ашкинази. Гранит. 1946.

Выше по улице архитектура начала развиваться в лучшую сторону.

chernivtsi

Но не успели мы насладиться ею, как встретились с одной из больших проблем Черновцов — мелкий мусор. Нельзя сказать, что город грязный, но зачастую именно конфетти из отходов портит весь вид улицы.

Недалеко отойдя, мы повстречали и вторую проблему — дороги. В городе преимущественно брусчатка, но тип тут не играет роль, очень сложно найти улицу, которую можно назвать полностью целой, практически везде есть ассорти, начиная единичными прорехами брусчатки и огромными дырами. В общем и целом ситуация с дорогами довольно плохая, и дело тут даже не том, как все выглядит сейчас, а в том, что я не увидел ни малейшего намека на ремонт. Судя по всему дорогами тут не занимались до этого, не делают этого сейчас и не планируют.

Может показаться, что я намеренно придираюсь или хочу обидеть Черновцы, на самом деле это не правда. Я описываю город ровно в той последовательно, в которой с ним знакомился, а знакомство наше, к сожалению, началось не с самых приятных вещей. Но это ни в коей мере не значит, что город мне не понравился.

«Проплыв» (погода продолжала радовать) немного дальше мы встретили довольно странную композицию. Слегка непонятна как элементы связаны между собой, и стоит ли их вообще воспринимать комплектом.

chernivtsi

К слову, у Черновцев очень красивый и размашистый герб. Его, как в Виннице, довольно часто и умело используют для оформления городского пространства.

chernivtsi

Местная архитектура в большинстве своем приятна, даже хороша. Сказать пару слов о зданиях Черновцов это ничтожно мало, самым важным сооружениям я посвящу отдельный пост. Так что по большей части в этом материале будем говорить об общем облике и одиночных домах.

chernivtsi

Иногда проскакивают уродцы, но все же (в центре, само собой) это скорее исключения.

chernivtsi

Мы довольно бодро водили головой, пытаясь охватить как можно больше видов.

chernivtsi

Помимо снега и дождя, нашему путешествию мешал еще один факт — очень узкие тротуары. И хоть эта проблема практически всех городов, в туристических местах это огорчает больше всего.

chernivtsi

Недалеко от городской ратуши расположился памятник Тарасу Шевченко, скажем откровенно, он сильно уступает винницкому аналогу. Выполнен он в довольно советской форме: темный цвет и рубленые края.

chernivtsi

Ратуша (справа).

chernivtsi

Пейзажи улиц зачастую неприятно изрезаны проводами. Выглядит некрасиво и довольно халтурно.

chernivtsi

Из преимуществ. Стоит отметить, что город часто радует приятными мелочами. Появляется желание рассматривать детали и изучать истории.

chernivtsi

Чем реже пользуются улицей, тем она целее (хотя, может, есть и другие причины).

chernivtsi

Часто вид красивой улицы может испортить какая-то вывеска. Вообще в Черновцах очень плохо с дизайном, именно современным. И если на улицах других городов ты уже привык к сверстанным на коленке табличкам, то тут сердце кровью обливается.

chernivtsi

Больше всего получаешь удовольствия от пустынных улочек, где нет магазинов и заведений. Здесь рука современного безвкусия практически не заметна.

chernivtsi

И без того узкие полосы дорог часто превращают в стоянки. Выглядит это плохо, но решение такой проблемы придумать не просто. Лучшее — это полностью ограничить движение не общественного транспорта в центре, но обычно горожане предпочитают экономить 5 минут личного времени, чем спасти годы истории.

chernivtsi

Сразу за этой проблемой, следует еще одна, не менее важная. В силу того, что дома плотно прилегают друг другу, доступ во дворы для транспорта заблокирован. Это влечет отвратительные последствия. Улицы, в том числе и главные, усыпаны мусорными баками. Мало тог,о что выглядит это омерзительно, так баки еще и отъедают части, и без того, маленьких тротуаров.

Но все мои эстетические страдания были возмещены. Поблудив по заснеженному городу, мы попали на улицу Ольги Кобылянской. Это место еще не раз будет мелькать в моих рассказах. А пока скажу просто: она отличная. Конечно, я сужу предвзято, так как это первая в моей жизни улица без транспорта, но я уже хочу построить такие во всех городах. Только брущатка, лавочки и релаксация.

chernivtsi

К слову, погода не хотела налаживаться и мы зашли погреться под светом терок. Перекусили, обсохли и набрались сил.

chernivtsi

Стукнуло 11:00, и мы въехали в хостел. Не плохое, стоит заметить, местечко.

chernivtsi

На этом я заканчиваю первую часть наших скромных приключений. Забегая наперед, хочу сказать, что погода в тот день не улучшилась, но это не помешало нам продолжить изучения города и получить массу удовольствия. Эта часть является вводной, и в большинстве своем рассказывает о проблемах города, но впереди еще много хорошего и завораживающего.

Часть I    Часть II    Часть III

Читайте также: